ЦелиЗадачей курса является усвоение творческих способов, приемов, методов и принципов труда журналиста, а также овладение различными технологическими приемами журналистской практики, как, в частности, конкретные методики сбора и анализа полученной информации.
Описание программы1. Введение в журналистику
1.1. Личность журналиста. Особенности и специфика профессионального положения журналиста. Мотивационная сфера личности журналиста: содержание и структура. Психологический анализ трудовой деятельности журналиста. Психологические проблемы обработки информации. Психологические аспекты деятельности в особых и экстремальных условиях.
1.2. Методы журналистской деятельности. Традиционные методы журналистского познания: беседа, документ, наблюдение. Методы КСИ (конкретных социологических исследований). Способы взаимодействия с субъектом изучения. Непосредственное взаимодействие: эксперимент и наблюдение. Использование социологических методов в журналистике. Методы изучения объективированных фактов сознания (наблюдение, анализ документов, анализ практических действия). Методы изучения непосредственных фактов сознания (опросы). Беспрограммный опрос (личный, заочный, корреспондентский метод). Задачи фокус-группы. Способы работы журналиста с людьми в фокус-группе по установленной программе. Использование методов психологии в журналистике. Использование биографического метода в журналистике. Мониторинг общественного мнения. Методы литературоведения в журналистике. Проблема восприятия слов и выражений в зависимости от социального и психологического контекста. Метод сравнительного анализа. Логические процедуры и приемы в передаче информации (тезис, аргументация, форма доказательства, опровержения). Прогнозирование в журналистском произведении. Цели и виды прогнозов.
1.3. Методы анализа и обобщения материала в журналистских текстах. Группировка концентрация информации, фильтрация, классификация, ранжирование, систематизация, визуализация, типологизация, объяснение, выдвижение гипотез в аналитическом журналистском произведении как способы раскрытия закономерности явлений.
2. Работа с информацией и текстом. Методы фиксации информации и работа с фактами
2.1. Устные источники (интервью, опросы); библиотечные (каталоги, летописи и т. д.); информация из властных структур (отчеты, материалы брифингов). Статистические информационные бюллетени. Органы законодательной власти, органы исполнительной власти, правоохранительные органы, госпредприятия, коммерческие структуры, финансовые структуры, информационные органы, частные лица и др. Материалы пресс-центров и агентств PR. Внутриредакционные вспомогательные материалы (система вырезок, тематические подборки, энциклопедии, компьютерные банки данных и др.). Методика работы с источниками информации. Специфика работы с документами. Правовые основы использования документов. Особенности работы с людьми — источниками информации. Психологические приемы общения.
2.2. Интервью (беседа) как метод сбора материала. Работа с фактом. Отбор фактов для журналистского произведения. Методика проверки фактов. Оргтехника журналиста. Приемы фиксирования фактов. Работа с документальными источниками: поиск документов, освоение документов, проверка документальных данных.
2.3. Структура журналистского текста. Законы текстообразования и механизмы воздействия журналистского текста на аудиторию. Использования паралингвистических средств, их роль в процессе текстопостроения. Учет тезауруса, которым может обладать аудитория, и влияние его на выбор текстовой модели. Односторонние и двусторонние модели сообщений, наличие в тексте аргументов и контраргументов как фактора, влияющего на процесс моделирования. Самостоятельность, целенаправленность и целостность как основополагающие признаки письменного текста.
3. Методы воздействия и функции журналистского текста
3.1. Текст как носитель информации. Восприятие — процесс переработки информации, содержащейся в журналистском тексте. Факт — основа журналистского произведения. Факты наблюдавшиеся и ненаблюдавшиеся. Понятие и структура мнения. Понятие гипотезы.
3.2. Функции журналистского текста. Проблема обоснования знания в журналистском тексте. Социальный факт и описание. Проблема достоверности социального факта. Объективность знания и его практическая значимость. Динамика, цикличность и линейность, направление времени в журналистском тексте. Отношение к миру, другому, к самому себе в журналистском тексте. Удобность, доступность для восприятия, конкретность, эстетичность журналистского текста. Надтекст, подтекст и контекст. Отличие публицистических, художественных и научных текстов. Стилистическое единство элементов (рубрики, заголовки, письменный текст) на лексико-семантическом и синтаксическом уровне.
3.3. Влияние характеристик издания на журналистский текст. Маркировка издания. Девиз. Учредитель. Качественно-количественные характеристики издания. Категория читателей. Содержание. Периодичность. Формат издания. Тираж. Масштаб описания. Преимущественные источники информации. Оперативность подачи материала. Размер публикации. Композиция. Доступность изложения. Достоверность фактов. Форма и стиль общения с читателем. Социально-профессиональный статус аудитории. Сфера деловой активности (бизнесмены, политики и т. д.), принадлежность к политическим и общественным организациям, принадлежность к государственно-административному управлению; территориальные общности, возраст, пол.
4. Технология подготовки журналистских произведений для печатных изданий
4.1. Начальные стадии создания журналистского произведения. Формирование и разработка замысла как проблемной ситуации. Способы решения проблемы: от простого к сложному, от непознанного к познанному. Состоятельность авторской идеи. Претворение идеи в содержательную структуру произведения. Авторская интерпретация идеи.
4.2. Факт как основа журналистского произведения. Назначение факта в журналистском произведении. Типы фактов. Соотношение обыденных, эмпирических и теоретических фактов в журналистском произведении. Принципы работы с фактическим материалом: систематизация и группировка фактов по специфике отражаемых явлений (по способам фиксирования, по типам описания, по уровню обобщенности). Осмысление факта во взаимосвязи с другими фактами. Соотношение факта и идеи произведения. Авторское мнение. Оценка и интерпретация факта в тексте.
4.3. Композиционное построение журналистского произведения. Основные признаки композиции: соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному, гармония между общим и частным. Композиционные средства: кольцевая композиция, рефрен, временная диспозиция. Сюжет и композиция.
5. Журналистика новостей
5.1. Новости в современной газете. Особенности жанров, нацеленных на сообщение, "предъявление факта". Краткая новость. Способы акцентирования главного в содержании новости. Вспомогательные элементы новости. Структура краткого сообщения.
5.2. Информационные жанры:
Репортаж. Главные отличия "репортерского" стиля от прочих способов изложения факта. Приемы наглядного воссоздания факта. Цвет, свет, колорит события. "Эффект присутствия". Познавательный, событийный репортаж.
Репортерское расследование. Предыстория события, сопоставление, блицинтервью. Цифровые данные. Расследование как "детективная история". Автор в сюжете. Маски расследователя.
Интервью. Формализованное интервью (общение подчинено заранее составленной программе); неформализованное интервью (вопросы определяются темой разговора, ситуацией и т. д.). Свободное интервью. Модели интервью, виды интервью. Объекты интервьюирования ("очевидец", "звезда", "интересный собеседник", "эксперт" и др.). Подготовка к интервью. Структура интервью и ситуации бесед. Варианты ведения интервью ("жесткое", "мягкое", конфликтное общение, "свободное плавание"). Внимание к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию.
Отчет. Своеобразие жанра: подробная описательность, полнота событийной информации, строгая последовательность изложения. Виды отчета: информационный, аналитический, проблемный отчеты; спортивные отчеты. Отчет и коммюнике.
5.3. Аналитическая журналистика:
Методы обобщения, анализа, синтеза. Мнение как новость, ожидаемая читателем. Поводы для комментирования событий.
Статья. Авторская концепция в качестве "новости". Интерпретация фактов в статье. Развитость содержания и богатство выразительных средств.
Рецензия. Оценка научного, художественного или общественно-политического произведения. Выбор предмета, критерии оценки, система доказательств. Логика авторского замысла и анализа в рецензии.
Обозрение. Исследование событий для выявления тенденций. Метод панорамирования. Эффект "наглядных" связей фактов и мнений. Социальное время в обозрении. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации.
5.4. Художественно-публицистические жанры. Комбинация фактов и событий. Степень условности и домысла в художественно-публицистическом очерке. Роль психологического анализа. Публицистическое эссе. Переключение внимания с объекта рассуждения на субъект. Стиль — размышление: доверительность интонаций. Эффект "мыслей вслух", способы его достижения. Роль ассоциаций. Ритмический рисунок.