Искусство реализма в 19 веке: художественное творчество и модернизация
Описание программыУчастники семинара осваивают различные способы осмысления, объяснения и описания мира, человека и общества. Основой для такой критической аналитической работы служат социокультурные объекты, тексты и практики, которые рассматриваются в разных пространственных и исторических контекстах Нового и Новейшего времени.
В семинаре происходит обучение конкретным приемам выстраивания системных связей между языком, речью, значением, знаком, символом, образом.
В результате работы в семинаре участники приобретают полезные навыки и умения интерпретации вербальных, визуальных и аудиальных текстов. Базовое слово "искусство" понимается как условие, среда и возможность для развития личных способностей участников семинара, овладения знаниями, необходимыми для интеллектуального роста и социального успеха.
Творческая работа на семинаре содействует развитию у участников критического мышления и саморефлексии, "чувствительности" к окружающему миру, способностей к целостному восприятию социальной Реальности, которые важны для жизни и успешного ведения бизнеса в современном мире.
В семинаре обсуждается распространение различных форм позитивистского и "реалистического" мировоззрения, которое утверждалось в странах Запада и России во второй трети XIX века в науках, философии, обществознании, литературе и искусстве в условиях экономической и социально-политической модернизации, складывания национальных государств и колониальной экспансии.
"Реализм" представлен в семинаре как многосоставное направление в культуре, политике, экономике, общественной жизни и, одновременно, как специфическая форма критической социальной рефлексии.
Участники семинара познакомятся с социально-научными и литературно-художественными произведениями тех творческих личностей, кто в той или иной мере ассоциировал себя с различными течениями позитивизма и "реализма". Позитивизм Конта, Дарвина и Спенсера, реализм Флобера, Бальзака и Диккенса, Толстого и Некрасова, натурализм Золя и Мопассана, - эти и другие примеры станут предметом внимательного рассмотрения участников семинара. Специальный интерес представляют опыты трансформации позитивизма в новаторской деятельности художников-импрессионистов (Мане, Моне, Писарро, Сислея и др.) и воплощения "реалистических" манифестов в работе российских художников-передвижников (Перова, Васильева, Крамского и др.). Одна из важнейших задач семинара - выявление общих и особенных черт "реализма" в странах Запада и России в контексте зарождения форм массовой культуры.
Важное место в семинаре занимает изучение специфики культурной рецепции и творческой переработки "реалистических" произведений в изобразительном искусстве, литературе, музыке, театре, кино ХХ - начала XXI века. Сопоставление и критический анализ различных типов текстов - вербальных, визуальных, аудиальных - дает возможность участникам семинара развивать в себе способности творческого, креативного мышления.
В ходе семинара предполагается посещение Государственного музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина и Третьяковской государственной галереи.