Описание программыЗанятие 1: родитель — доля или миссия?
Занятие посвящено качествам родителя. В чем наши сильные стороны, помогающие в воспитании детей? Наши цели воспитания: что мы хотим получить в итоге?
Часто бывает, мы застреваем на мелких целях, и усилия, направляемые нами на решение сиюминутных задач, вступают в противоречие с нашим желанием помочь ребенку стать самостоятельным и способным отвечать за свои поступки.
На то, как мы воспитываем своих детей, оказывают влияние очень разные вещи: то, как мы относимся к самим себе; есть ли у нас работа, и какая; насколько мы ладим с бабушками и дедушками, есть ли любовь и взаимопонимание с мужем/женой. Вопросы на эти темы начинают всплывать с самого первого занятия.
Занятие 2: доверие и любовь
Занятие посвящено созданию теплой и дружественной семейной атмосферы, созданию ощущения у ребенка, что он хороший и любимый, что о нем заботятся.
Развиваться легче и приятнее в атмосфере тепла и принятия. Мы склонны внимательнее слушать (и слушаться) тех, о ком знаем: они нас точно любят! И если вы хотите, чтобы ваши дети вас слышали — налаживайте с ними контакт. На занятии мы говорим о том, что помогает возникновению и поддержанию контакта с ребенком.
Занятие 3: ответственность в семье
За что отвечает ребенок, а за что — родители? Дабы не закапываться в проблемах, сортируем по мере поступления: все задачи и трудности в семье делим на те, с которыми ребенок должен справляться сам, и те, с которыми работать нужно маме и папе.
Решая многие вопросы за ребенка, мы отдаляем обретение им самостоятельности, и вскоре вынуждены иметь дело с проявлениями и последствиями его инфантильности.
Учимся Я-высказываниям: приему, который помогает родителям свои пожелания сообщать детям.
Занятие 4: трудности ребенка
Занятие отчасти продолжает тематику предыдущего.
Разделение ответственности между родителем и ребенком.
Есть вопросы, которые должен решать ребенок — как помогать ему, чтобы в будущем он делал это самостоятельно? Как поддержать, но не избаловать? Как воспитывать в ребенке самостоятельность? Как слушать так, чтобы тебе хотелось рассказывать? Нужно ли давать советы, когда и сколько?
Занятие 5: конфликты с ребенком
Даже в самой лучшей семье между детьми и их родителями периодически возникают конфликты.
Занятие посвящено тому, как предотвращать их возникновение, как грамотно и эффективно разруливать конфликты с ребенком.
Как себя вести, если виноваты вы? Что делать, если виноват ребенок?
Кстати, все приемы профилактики конфликтов, равно как и причины их возникновения,— одинаковы как для детей, так и для взрослых, поэтому попутно мы учимся разбираться и с собой и с окружающими нас взрослыми (мужьями, женами, начальством и подчиненными, бабушками и дедушками).
Занятие 6: живем вместе — чем заняться с пользой?
31 октября
Чем занять ребенка и как быть для него интересным, как формировать нужные и полезные привычки.
Копилка родительского опыта.
Что такое отрицательные и положительные подкрепления. Использовать ли в качестве подкрепления деньги?
Есть ли в вашей семье четкие правила, и зачем и когда они нужны.