1. Сформировать у участников тренинга «портрет управленца».
2. Расширить понимание участников профилей базовых управленческих компетенций.
3. Определить индивидуальные зоны развития участников тренинга
4. Сформировать у участников тренинга навыки формулирования личной миссии, формулирования индивидуальных целей руководителя, разработки набора индивидуальных основных областей деятельности, формулирования задач и планирования мероприятий.
Описание программы1 блок: Накануне: Философская гостиная. Основные модули: 1. Уверенность в себе
Понятие о компетенции Уверенность в себе. Соотношение шкал Уверенность в себе и Работа с неудачами.
Диагностика собственного уровня компетенции Уверенность в себе. Построение собственного обзора компетенции Уверенность в себе.
Разбор кейсов и ситуаций по использованию и развитию этой компетенции.
Связь с другими компетенциями.
2. Навыки эффективных коммуникаций
Установки и их влияние на поведение. Принципы построения партнерских отношений.
Стратегии взаимодействия. Выбор эффективной стратегии поведения: риски и возможности.
Диагностика партнера по общению. Типология сотрудников.
Общение из «взрослой» позиции: анализ, опора на факты, уважение к личности партнера, предоставление свободы выбора.
Деловые и личные отношения. Принципы разграничения.
Активное слушание. Парафраз. Рефреминг. Обратная связь.
Управление своими и чужими эмоциями.
Проявление уважения, внимания, готовности помочь.
3. Навыки планирования и организации работы подчиненных
Функции планирования и организации работы. Традиционное и гибкое планирование.
Планирование в ситуации отсутствия четкой стратегии и неясных приоритетов.
Выделение приоритетных задач (стратегические задачи и «текучка»).
Анализ приоритетов с использованием матрицы «срочность – важность».
Определение критериев оценки результата как неотъемлемая часть процесса планирования.
Планирование в условиях ограниченного времени. Определение основных линий поведения и быстрый выбор наиболее актуальных дел.
Принцип регулярности в работе руководителя. Способы сокращения «форс-мажорных» ситуаций.
4. Навыки постановки задач
Технология формулирования задач (ключевые параметры задачи, принципы декомпозиции).
Характеристика различных типов задач. Оценка задач с точки зрения сложности и подобия.
Характеристика различных типов сотрудников, их готовности к выполнению рабочих задач.
Критерии правильной постановки задач.
Выбор оптимального для данной задачи и данного сотрудника стиля руководства.
Инструменты направляющего и побуждающего руководства.
Специфика постановки задач новым сотрудникам на этапе отсутствия опыта.
Возможности и ограничения применения власти при постановке задач подчиненным.
5. Делегирование полномочий
Эффективное делегирование:
Кому делегировать?
Когда делегировать?
Как делегировать?
Полномочия и делегирование: психологические и организационные ресурсы.
Применение контроля в быстроменяющихся условиях. Сквозные критерии контроля.
Использование предварительного контроля. «Предвидение» - как новый навык эффективного менеджера.
Типичные ошибки руководителя при осуществлении различных видов контроля.
Причины несоответствия результатов работы подчиненных заданным критериям.
Схема беседы с подчиненным с целью контроля.
Виды и назначение обратной связи. Позитивная и негативная обратная связь.
2 блок: Накануне: Философская гостиная Темы: различие между управлением и лидерством, стили лидерства, цели лидера, лидер в команде. Работа с личными и корпоративными целями. Самопрезентации участников.
Основные модули: 1. Создание эффективной команды
Отличие подлинной команды от других форм взаимодействия. Выявление командных целей (провозглашаемых и истинных). Понятие «вклада в команду» и его оценка.
«Цикл жизни» команды, роли руководителя на каждой стадии. «Болезней команды», выявление и эффективное устранение.
Роли в групповом взаимодействии. Поиск и мотивация членов команды на выполнение тех или иных ролей. Роль лидера, виды командного лидерства, способы повышения авторитета в команде.
Традиции команды и их влияние на её развитие. Создание «корпоративной культуры» команды, реально работающей на повышение результативности. «Оздоровление» командного взаимодействия, методы работы с внутренними возражениями.
2. Управление конфликтами в организации
Основные типы конфликтов в организации. Роль руководителя в урегулировании конфликтов.
Этапы разрешения конфликтов: управление собственными эмоциями, анализ конфликта, выбор и реализация стратегии, достижение цели.
Основные стратегии разрешения конфликтов: уход, приспособление, сотрудничество, конкуренция и компромисс.
Роль руководителя при разрешении конфликтов между подчиненными. Типы медиаторства: посредник, арбитр, наблюдатель и др.
Профилактика и предупреждение конфликтов в организации.
3. Навыки управления мотивацией подчиненных
Понятия «мотивация» и «мотивирование». Оценка уровня мотивации сотрудников.
Кривая мотивации. Условия наличия у подчиненных высокого уровня мотивации.
Пять основных управленческих инструментов мотивирования подчиненных.
Рабочие задачи как стимул к развитию. Алгоритм постановки мотивирующих задач.
Способы создание профессиональной атмосферы, мотивирующей сотрудников работать на результат
Эмоциональная мотивация. Методы формирования позитивного эмоционального настроя.
Мотивация при помощи обратной связи. Позитивная и негативная обратная связь.
Учет индивидуальных особенностей и ситуационного контекста и выбор способов индивидуального мотивирования.
Признаки демотивации подчиненного. Специфика общения с немотивированным сотрудником.
Мотивирующий контроль.
Выбор способа мотивирования: материальный и нематериальный компонент мотивации. Правила использования в работе наград (подарки, дипломы, дополнительный соц. пакет и т.п.) и штрафов.
4. Развитие персонала. Кадровый резерв
Понятие человеческого ресурса;
Развитие сотрудников, как способ мотивации;
Делегирование как инструмент развития;
Способы и варианты обучения на рабочем месте.
3 блок: Накануне: Философская гостиная. Тема: преданность компании. Как «встроить» поведение отдельных сотрудников в соответствии с целями, приоритетами и потребностями компании, для достижения целей компании. Презентации участников.
Основные модули: 1. Применение власти. Директивность. Стрессоустойчивость.
Цикл управленческого взаимодействия и точки приложения директивности:
директивность как проявление высокой самооценки, уверенности и профессионализма руководителя. Методы работы с различными ситуациями, требующими руководства: поощрять, контролировать, обучать или директивно указывать. Как избежать самоутверждения за счёт подчинённых и коллег.
Тренинг ответственности и решительности: Практическая отработка принятия ответственности за решения. Выработка индивидуального баланса решительности и взвешенности.
Методы воздействия и выбор в критической ситуации:
Отработка навыков действия в критических ситуациях. Выбор точек воздействия, планирование и действия. Понятие «точки невозврата» управленческих действий.
Тренинг овладения эмоциями:
Практическая отработка действий в ситуации «взрыва эмоций». Отработка навыков слушания. Формирование эффективной «типичной реакции» на несоответствие ситуации ожиданиям.
Техника передачи подробных указаний:
Выявление необходимых ресурсов для выполнения указания. Определение степени детализации указания. Техника проверки понимания указания.
Тренинг отказа (эффективного «нет»):
Преодоление внутреннего и внешнего сопротивления при отказе. Последовательность шагов эффективного «нет».
Техники самонастройки на результат:
Выявление ключевых моментов эталона качества работы. Самомотивации как основное условие эффективной мотивации других. Практические методы самомотивации.
Тренинг «критической речи»:
Отработка умения кратко, веско и эффективно критиковать группу сотрудников. «Контролируемый гнев» как метод воздействия на группу.
Техники эффективного увольнения/расторжения отношений:
Причины накопления эмоционального стресса. Работа с индивидуальными стрессогенами участников. Технологии «мгновенного отдыха».
2. Управленческая гибкость
Понятие о компетенции Гибкость. Соотношение шкалы широта изменений и скорость действия.
Диагностика собственного уровня компетенции Гибкость.
Разбор кейсов и ситуаций по использованию этой компетенции.
Способы развития компетенции: объективное, восприятие ситуации. Признание других мнений; гибкое применение правил и процедур. Форс – мажор и критические ситуации; адаптация личной тактики в соответствии с ситуа