Описание программы
В этом курсе изучаются все этапы человеческой жизни — от пренатального периода до старения, умирания и смерти. Развитие в нем рассматривается как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет выявить основные закономерности развития человека как индивида и личности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития.
Курс объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение — лишь немногие из них). Такой подход помогает предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути.
Программа курса
Программа первого модуля
Ключевые проблемы изучения развития человека
Историческое и современное видение развития человека
Подходы к изучению развития человека
Психодинамические подходы
Бихевиоризм и теории научения
Когнитивные подходы
Биологические подходы
Системные подходы
Теории в ретроспективе
Наследственность и среда
Молекулярная генетика
Гены, хромосомы и деление клеток
Генетические и хромосомные нарушения
Новые направления генетических исследований и методов лечения
Генетика поведения
Влияния среды и различных контекстов
Пренатальное развитие и рождение ребенка
Влияние среды на пренатальное развитие
Роды
Младенцы, относящиеся к группе риска
Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие
Физическое и моторное развитие
Сенсорное и перцептивное развитие
Когнитивное развитие
Развитие речи
Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве
Паттерны ранних отношений
Отцы, братья, сестры и семейная система
Развитие личности на втором году жизни
Занятость родителей
Программа второго модуля
Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие
Физическое развитие
Развитие двигательных навыков
Память и когнитивное развитие
Развитие речи и культура
Игра и научение
Психосоциальное развитие в раннем детстве
Агрессия и просоциальное поведение
Сверстники, игра и развитие социальных навыков
Понимание себя и других
Семейная динамика
Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве
Оценка интеллекта и достижений
Научение и мышление в процессе школьного обучения
Нарушения и расстройства развития
Психосоциальное развитие в среднем детстве
Социальное знание и моральное сознание
Отношения со сверстниками и социальная компетентность
Подростковый возраст
Сексуальные установки и поведение
Когнитивные изменения в подростковом возрасте
Социокультурное развитие в подростковом возрасте
Взаимоотношения в подростковый период
Трудности подросткового возраста
Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте
Программа третьего модуля
Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие
Общее физическое развитие
Секс и сексуальность
Когнитивная непрерывность и изменчивость
Периодизация и задачи развития у взрослых
Психосоциальное развитие в ранней взрослости
Личность, семья и работа
Установление близких отношений
Родительство и развитие взрослых
Профессиональный цикл
Работа и пол
Развитие в среднем возрасте
Физическая стабильность и изменчивость
Здоровье и болезни
Семья и друзья: межличностные контексты
Изменение семьи
Стабильность и изменчивость профессиональной жизни
Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие
Физические аспекты старения
Причины старения
Когнитивные изменения в пожилом возрасте
Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие
Выход на пенсию: значимое изменение статуса
Семейные и личные связи
Смерть и умирание
Страх смерти
Горе утраты и скорбь
Завершение жизненного цикла