1. Введение в журналистику
1.1. Личность журналиста. Особенности и специфика профессионального положения журналиста. Мотивационная сфера личности журналиста: содержание и структура. Психологический анализ трудовой деятельности журналиста. Психологические проблемы обработки информации. Психологические аспекты деятельности в особых и экстремальных условиях.
1.2. Методы журналистской деятельности. Традиционные методы журналистского познания: беседа, документ, наблюдение. Методы КСИ (конкретных социологических исследований). Способы взаимодействия с субъектом изучения. Непосредственное взаимодействие: эксперимент и наблюдение. Использование социологических методов в журналистике. Методы изучения объективированных фактов сознания (наблюдение, анализ документов, анализ практических действия). Методы изучения непосредственных фактов сознания (опросы). Беспрограммный опрос (личный, заочный, корреспондентский метод). Задачи фокус-группы. Способы работы журналиста с людьми в фокус-группе по установленной программе. Использование методов психологии в журналистике. Использование биографического метода в журналистике. Мониторинг общественного мнения. Методы литературоведения в журналистике. Проблема восприятия слов и выражений в зависимости от социального и психологического контекста. Метод сравнительного анализа. Логические процедуры и приемы в передаче информации (тезис, аргументация, форма доказательства, опровержения). Прогнозирование в журналистском произведении. Цели и виды прогнозов.
1.3. Методы анализа и обобщения материала в журналистских текстах. Группировка концентрация информации, фильтрация, классификация, ранжирование, систематизация, визуализация, типологизация, объяснение, выдвижение гипотез в аналитическом журналистском произведении как способы раскрытия закономерности явлений.
2. Работа с информацией и текстом. Методы фиксации информации и работа с фактами
2.1. Устные источники (интервью, опросы); библиотечные (каталоги, летописи и т. д.); информация из властных структур (отчеты, материалы брифингов). Статистические информационные бюллетени. Органы законодательной власти, органы исполнительной власти, правоохранительные органы, госпредприятия, коммерческие структуры, финансовые структуры, информационные органы, частные лица и др. Материалы пресс-центров и агентств PR. Внутриредакционные вспомогательные материалы (система вырезок, тематические подборки, энциклопедии, компьютерные банки данных и др.). Методика работы с источниками информации. Специфика работы с документами. Правовые основы использования документов. Особенности работы с людьми — источниками информации. Психологические приемы общения.
2.2. Интервью (беседа) как метод сбора материала. Работа с фактом. Отбор фактов для журналистского произведения. Методика проверки фактов. Оргтехника журналиста. Приемы фиксирования фактов. Работа с документальными источниками: поиск документов, освоение документов, проверка документальных данных.
2.3. Структура журналистского текста. Законы текстообразования и механизмы воздействия журналистского текста на аудиторию. Использования паралингвистических средств, их роль в процессе текстопостроения. Учет тезауруса, которым может обладать аудитория, и влияние его на выбор текстовой модели. Односторонние и двусторонние модели сообщений, наличие в тексте аргументов и контраргументов как фактора, влияющего на процесс моделирования. Самостоятельность, целенаправленность и целостность как основополагающие признаки письменного текста.
3. Методы воздействия и функции журналистского текста
3.1. Текст как носитель информации. Восприятие — процесс переработки информации, содержащейся в журналистском тексте. Факт — основа журналистского произведения. Факты наблюдавшиеся и ненаблюдавшиеся. Понятие и структура мнения. Понятие гипотезы.
3.2. Функции журналистского текста. Проблема обоснования знания в журналистском тексте. Социальный факт и описание. Проблема достоверности социального факта. Объективность знания и его практическая значимость. Динамика, цикличность и линейность, направление времени в журналистском тексте. Отношение к миру, другому, к самому себе в журналистском тексте. Удобность, доступность для восприятия, конкретность, эстетичность журналистского текста. Надтекст, подтекст и контекст. Отличие публицистических, художественных и научных текстов. Стилистическое единство элементов (рубрики, заголовки, письменный текст) на лексико-семантическом и синтаксическом уровне.
3.3. Влияние характеристик издания на журналистский текст. Маркировка издания. Девиз. Учредитель. Качественно-количественные характеристики издания. Категория читателей. Содержание. Периодичность. Формат издания. Тираж. Масштаб описания. Преимущественные источники информации. Оперативность подачи материала. Размер публикации. Композиция. Доступность изложения. Достоверность фактов. Форма и стиль общения с читателем. Социально-профессиональный статус аудитории. Сфера деловой активности (бизнесмены, политики и т. д.), принадлежность к политическим и общественным организациям, принадлежность к государственно-административному управлению; территориальные общности, возраст, пол.
4. Технология подготовки журналистских произведений для печатных изданий
4.1. Начальные стадии создания журналистского произведения. Формирование и разработка замысла как проблемной ситуации. Способы решения проблемы: от простого к сложному, от непознанного к познанному. Состоятельность авторской идеи. Претворение идеи в содержательную структуру произведения. Авторская интерпретация идеи.
4.2. Факт как основа журналистского произведения. Назначение факта в журналистском произведении. Типы фактов. Соотношение обыденных, эмпирических и теоретических фактов в журналистском произведении. Принципы работы с фактическим материалом: систематизация и группировка фактов по специфике отражаемых явлений (по способам фиксирования, по типам описания, по уровню обобщенности). Осмысление факта во взаимосвязи с другими фактами. Соотношение факта и идеи произведения. Авторское мнение. Оценка и интерпретация факта в тексте.
4.3. Композиционное построение журналистского произведения. Основные признаки композиции: соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному, гармония между общим и частным. Композиционные средства: кольцевая композиция, рефрен, временная диспозиция. Сюжет и композиция.
5. Журналистика новостей
5.1. Новости в современной газете. Особенности жанров, нацеленных на сообщение, "предъявление факта". Краткая новость. Способы акцентирования главного в содержании новости. Вспомогательные элементы новости. Структура краткого сообщения.
5.2. Информационные жанры:
- Репортаж. Главные отличия "репортерского" стиля от прочих способов изложения факта. Приемы наглядного воссоздания факта. Цвет, свет, колорит события. "Эффект присутствия". Познавательный, событийный репортаж.
- Репортерское расследование. Предыстория события, сопоставление, блицинтервью. Цифровые данные. Расследование как "детективная история". Автор в сюжете. Маски расследователя.
- Интервью. Формализованное интервью (общение подчинено заранее составленной программе); неформализованное интервью (вопросы определяются темой разговора, ситуацией и т. д.). Свободное интервью. Модели интервью, виды интервью. Объекты интервьюирования ("очевидец", "звезда", "интересный собеседник", "эксперт" и др.). Подготовка к интервью. Структура интервью и ситуации бесед. Варианты ведения интервью ("жесткое", "мягкое", конфликтное общение, "свободное плавание"). Внимание к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию.
- Отчет. Своеобразие жанра: подробная описательность, полнота событийной информации, строгая последовательность изложения. Виды отчета: информационный, аналитический, проблемный отчеты; спортивные отчеты. Отчет и коммюнике.
5.3. Аналитическая журналистика:
- Методы обобщения, анализа, синтеза. Мнение как новость, ожидаемая читателем. Поводы для комментирования событий.
- Статья. Авторская концепция в качестве "новости". Интерпретация фактов в статье. Развитость содержания и богатство выразительных средств.
- Рецензия. Оценка научного, художественного или общественно-политического произведения. Выбор предмета, критерии оценки, система доказательств. Логика авторского замысла и анализа в рецензии.
- Обозрение. Исследование событий для выявления тенденций. Метод панорамирования. Эффект "наглядных" связей фактов и мнений. Социальное время в обозрении. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации.
5.4. Художественно-публицистические жанры. Комбинация фактов и событий. Степень условности и домысла в художественно-публицистическом очерке. Роль психологического анализа. Публицистическое эссе. Переключение внимания с объекта рассуждения на субъект. Стиль — размышление: доверительность интонаций. Эффект "мыслей вслух", способы его достижения. Роль ассоциаций. Ритмический рисунок.