Описание программы
В семинаре обсуждается феномен "модерна" в философии, искусстве, литературе, театре, музыке стран Западного мира, включая Россию, в последней трети XIX - начале ХХ века. В разных странах стиль "модерн" получил различные названия. Во Франции и Бельгии его называли "ар нуво", в Германии - "югендстиль", в Австро-Венгрии - "сецессион", в Италии - "либерти", в Испании - "модернизм" и проч.
"Модерн" рассматривается как сложное явление в культуре рубежа веков, связанное с творческими поисками художников, архитекторов, поэтов, писателей новых способов осмысления жизненного мира человека и природы, стремлением к целостности их восприятия и полноте переживания. На идейное и эстетическое формирование явления "модерна" оказали воздействие "философия жизни" (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей) и символизм (Ш. Бодлер, А. Рембо, С. Малларме, Р. Рильке, М. Метерлинк и др.).
Участники семинара познакомятся с философскими и научными концепциями и литературными текстами, художественно-культурными объектами и практиками, в которых воплощались идеи стилевого единства и синтеза искусств.
Важнейшая задача семинара - выявление общих и особенных черт искусства "модерна" в Великобритании, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании, России и других странах мира в многообразных контекстах индустриальной и массовой культуры.
Живопись модерна - это П. Гоген, П. Боннар, О. Редон во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, М. Врубель, В. Васнецов, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России. В архитектуре - это творения А. Гауди в Испании, О. Вагнера в Австро-Венгрии, В. Орта и Г. ван де Вельде в Бельгии, Ф. Шехтеля в России. Изысканная книжная иллюстрация и журнальная графика модерна связаны с творческой деятельностью О. Бердсли в Великобритании, И. Билибина в России, афиша и плакат - с именами А. Тулуз-Лотрека во Франции, А. Мухи в Чехии.
Рассмотрение и обсуждение феномена "мoдepна" позволяет понять, как в процессе переосмысления и стилизации форм иcкyccтвa paзныx времен художники, архитекторы, поэты совершали coбcтвeнныe эстетические и xyдoжecтвeнныe открытия.
Сопоставление и анализ различных типов текстов - вербальных, визуальных, аудиальных - способствует развитию у участников семинара креативного мышления. В результате работы в семинаре участники приобретают навыки и умения интерпретации вербальных, визуальных и аудиальных текстов. Творческая работа на семинаре содействует развитию у участников критической рефлексии, способностей к сложному восприятию социальной Реальности, которые важны для каждого в уверенном "строительстве" его собственной жизни и обеспечении личного профессионального успеха.
В ходе семинара предполагается творческая работа его участников в залах Третьяковской государственной галереи и Государственного музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, - Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, - с обсуждением экспозиции выставки рекламных плакатов "Английский постер конца XIX первых десятилетий XX века".
В программу семинара входит также посещение музыкального театра.