Побочным «эффектом» курса может также стать уход сотрудника из компании, если, например, он приходит к осознанному выводу, что занимается не своим делом. Вероятность такого исхода не большая, так как курс позволяет находить радость в текущих задачах, которые уже стоят перед проектным руководителем. Но важным здесь является то, что в соответствии с концепцией тренинга, только тот, кто получает удовольствие от своей деятельности, может добиваться действительно высоких результатов. Иногда по разным причинам это невозможно (например, некурящий сотрудник в табачной компании, испытывающий конфликт внутренних ценностей и целей бизнеса, вряд ли будет с энтузиазмом разрабатывать новый продукт, подсознательно укоряя себя за то, что этим продуктом нанесет вред здоровью людей).
Формат тренинга:
Регулярные еженедельные короткие встречи (от 2 до 3 часов).
Для занятых руководителей проектов с интенсивным графиком рабочего дня это наиболее оптимальный формат, так как не возникает сложности с отрывом от работы, тренинг длится примерно столько же, сколько стандартная деловая встреча. А регулярность обеспечивает целостность и системность получаемых знаний и навыков. Кроме того, включение тренинга в обычное расписание дня участника позволяет обеспечить максимальный «контакт с реальностью» и применение тут же на практике полученных знаний и навыков, иногда в этот же день. Сокращенная длительность также мотивирует и тренера и участников извлечь максимум пользы из каждой встречи, поэтому интенсивность и насыщенность их достаточно высокая. Кроме того, у тренера появляется возможность корректировать программу исходя из результатов прошлых занятий, а у участников остается больше времени для рефлексии и отработки навыка чем при обычном полно-дневном формате тренингов.
Каждая встреча включает в себя три блока:
- упражнение на диагностику, оценку и развитие конкретного навыка или освоение какого-либо инструмента, помогающего проектному руководителю в его деятельности
- обратная связь и обсуждение результатов по итогам применения на практике навыков , инструментов и идей, полученных на прошлых занятиях
- рассмотрение горячих сложностей и проблем (если они имеют отношение к теме тренинга) участников в формате групповой поддержки, общего мозгового штурма или наставничества
Последний блок имеет большое значение, так как углубляет и специфицирует знания и навыки уже полученные, либо актуализирует значимость предстоящих занятий, формирует «почву» для максимально эффективного усвоения материала. Только пропущенный через личный конкретный опыт запрос на получение нового навыка позволяет открыться освоению этого самого навыка. Кроме того, для тренера и компании-заказчика (если формат корпоративный) это отличная возможность скорректировать курс, расставив акценты на наиболее актуальных блоках и вопросах. Как показывает практика, иногда проектные руководители считают, что попали в тупик или просто испытывают стресс в сложных ситуациях, им не хватает дружеской, но компетентной поддержки профессионалов: коллег или наставника. Как правило, такую поддержку в случае собственного бизнеса получить негде, а в крупной организации не всегда принято рассматривать конструктивно возникающие сложности, с признанием «индивидуальных возможностей и ограничений» проектного руководителя (проще издать приказ «или и делай», а сотрудник пусть сам, как может, выкарабкивается). Драйва и сил справиться с проблемами без энергетических потерь обычному человеку не всегда хватает, а группа служит одним из мощнейших инструментов возвращения веры в свои силы, повышения осознанности, а значит и результативности. Это место, где можно быть самим собой, без раздутых щек всемогущества и собственной великости, где точно такие же как Вы сталкиваются с подобными сложностями и готовы разделить с Вами переживание, подсказав интересную идею или просто ободрив своей поддержкой, как минимум, иногда можно просто безболезненно выпустить пар и посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны.
Одна из особенностей тренинга – соблюдение полной конфиденциальности. Хотя глубоко личные вопросы участников здесь не рассматриваются, вскрытие каких-либо не профессиональных личных тем, влияющих на проектную эффективность все же возможно. Для обеспечения безопасности и создания атмосферы доверия, все участники подписывают соглашение о конфиденциальности.
«Дополнительные опции» курса:
- В ходе курса возможно написание статей или заметок (и даже книги!) тренером или силами проектных руководителей об их результатах. Эти заметки могут использоваться как для внутренних целей (в историях успеха на внутренних порталах, например), так и для пиар-компаний (упоминание компании в СМИ не через продукт, а через презентацию внутреннего совершенствования и улучшений в т.ч. через своих сотрудников, как, например, в случае пиара Тойоты через раскрытие информации о своей системе управления процессами).
- Возможны индивидуальные «замеры эффективности» участников курса по конкретным навыкам, которые им необходимо развить до и после обучения – трудоемкий, но иногда очень полезный процесс
- Возможно формирование программы дополнительного обучения для участников курса (например, если выясняется, что для того, чтобы конкретному участнику курса более успешно реализовывать проекты, критически необходимо развивать навыки переговоров, то лучше проходить это обучение на профильном курсе)
- После прохождения основного курса возможно продолжение встреч с участниками в клубном формате без тренинговой составляющей либо разработка дополнительных модулей тренинга «еще более высокого пилотажа».
Темы встреч тренинга
Конкретный план встреч обсуждается с заказчиком, часто исходя из специфики группы лучше составлять специфицированный перечень тем и упражнений.
Предлагаемые темы:
1. Проверка идеи на прочность в начале пути. Как проверить, действительно ли идея хорошая.
2. Что мешает нам начать и реализовывать проект и что с этим делать, например:
- Страх неудачи, неуверенность, нехватка смелости
- Нехватка ресурсов (сил, времени (аврал), денег, связей и проч.)
- Растерянность и непонимание, с какого конца начать, слишком много неясных вопросов
- Новые увлечения или задачи, отвлекающие внимание от нашего проекта
- Непредвиденные изменения внешней среды и условий реализации проекта
- Лень и скука, усталость от рутины, профессиональное выгорание
- Сопротивление извне (в команде и окружении, события-препятствия)
- Разочарование в ценности результатов проекта (ощущение бессмысленности), сомнения
- Просто «плохое настроение»
- Непозволение себе права на успех и внутренние тормоза
- Шквал нерешенных проблем
3. Какие мы можем использовать ресурсы для повышения уровня драйва и удовольствия в проекте, например:
- Вдохновение
- Высокая мотивация, способность слышать свои желания и позволять им воплощаться в жизнь
- Сила намерения и уверенность в успехе и ценности того, что мы делаем
- Уверенность в себе
- Успех и благополучие в других жизненных сферах
- Здоровье
- Поддержка близких людей и коллег, командная поддержка
- Планы и объективная детальная информация о статусе ситуации с нашим проектом
- Общая поддерживающая, располагающая обстановка
- Состояние потока и гармонии, когда все происходит легко и как бы само собой
- Внимательность
4. Методы саморегуляции. Инструменты, позволяющие привести себя в тонус при необходимости.
5. Алгоритмы решения проблем. Методический подход к разрешению сложностей, инструменты по превращению препятствий в свой ресурс.
6. Возможности безболезненного закрытия проекта, не доведенного до конца, если принято решение направить свои силы на что-то другое.
История создания и концепция тренинга:
Тренинг основан на личном опыте автора как проектного руководителя и наставника проектных руководителей. В качестве упражнений предлагаются кроме авторских инструментов упражнения из энергетических и психологических практик. Основная концепция, лежащая в основе всего курса: для хорошей идеи нет ни одного, так называемого, «внешнего» препятствия, единственное препятствие находится внутри нас – это отсутствие профессиональной радости. Тренинг не включает в себя элементы зомбирования или «накачки» на достижение результата, более того, может привести к тому, что Вы закроете какой-либо свой проект, если самостоятельно придете к выводу, что его дальнейшая реализация не принесет эффекта и лучше направить свои силы на что-то другое. Но все же, один из результатов для участников после прохождения данной программы – это состояние «потока», когда все в проекте происходит «как надо», процесс и результаты приносят удовольствие, цель достигается как бы играючи. Как минимум, Вы осознаете причины, почему в Вашей профессиональной деятельности это не так сегодня и что можно сделать, чтобы завтра было именно так.