В
учебный план программы «Организационная психология: системный подход» включены следующие
лекционные курсы, учебно-практические семинары и тренинги:
I. Блок «Организация как система»
- Цели деятельности организации. Стратегия развития организации.
- Ключевые функции организации (менеджмент, маркетинг, продажи, финансы, управление персоналом, производство, логистика, безопасность).
- Ключевые ресурсы организации (технологии, структура управления персоналом, внешняя среда).
- Виды организационных структур (центрированная на первое лицо, иерархическая, дивизионная, матричная, холдинговая).
- Этапы развития организации (становление, иерархизация, проектная модель управления, диверсификация бизнеса и формирование холдинга).
- Предпосылки и направления изменений организации на разных этапах развития. Типичные кризисы каждого этапа.
- Целостность компании (хорошая взаимосвязь общей стратегии с конкретными действиями всех подразделений) как важнейшее конкурентное преимущество, особенно в период кризиса.
II. Блок «Основы управленческого консультирования»
- Корпоративная стратегия как инструмент управления компанией.
- Основные корпоративные стратегии в ситуации экономического спада.
- Принципы выбора корпоративной стратегии в ситуации рецессии или падения рынка.
- Системное внедрение антикризисных мер в рамках выбранной стратегии — особенности сопровождения ключевых руководителей организации.
- Содержание и инструменты управленческой деятельности.
- Модели и способы управления в зависимости от стадии развития организации.
- Особенности управления в кризисных ситуациях в соответствии с выбранной стратегией.
- Управленческий стиль в кризисе — эффективные и неэффективные решения.
- Ключевые функции руководителя (определение целей, планирование, постановка задач перед подчиненными, контроль, мотивирование). Тренинг.
- Навыки ведения переговоров как основа управленческой деятельности. Тренинг.
- Оценка потребности организации в изменениях.
- Технология управленческого консультирования как инструмент организационных изменений.
- Оценка потребности компании в управленческом ресурсе. Технологии перераспределения управленческих функций при сокращении персонала, оценка необходимости привлечения новых специалистов.
- Обучение подчиненных как аспект управленческой деятельности. Обучение руководителей технологиям наставничества. Тренинг.
- Тренинг организационных изменений.
III. Блок «Управление человеческими ресурсами организации»
- Модели работы служб персонала в зависимости от выбранной корпоративной стратегии.
- Влияние антикризисной стратегии компании на технологии управления персоналом как ключевым ресурсом в условиях кризиса. Отличие традиционного и антикризисного стилей управления персоналом.
- Ключевые функции службы персонала.
- Оценка потребности организации в персонале. Технологии найма и отбора персонала. Формы проведения собеседования. Риски, связанные с привлечением персонала в условиях экономического спада.
- Технология оценки степени соответствия психологических качеств работника требованиям профессии, должности.
- Методы оценки и аттестации персонала. Метод «ассессмент-центр». Тренинг.
- Корпоративная культура: формирование и развитие.
- Сильная корпоративная культура как залог жизнеспособности организации особенно в условиях неблагоприятной внешней среды.
- Оценка эффективности системы мотивирования персонала в компании. Способы мотивирования персонала с учетом типа корпоративной культуры организации.
- Ключевые мотиваторы персонала применительно к ситуации экономического спада.
- Организация и проведение корпоративного обучения.
- Обучение персонала в условиях кризиса как мотивационный ресурс. Чему и как учить в кризисе.
- Создание корпоративного учебного центра (корпоративного университета). Формирование внутренней службы корпоративного обучения и наставничества.
- Базовая подготовка к проведению бизнес-тренингов. Методический тренинг.
- Методика проведения тренинга продаж в организации. Методический тренинг.
- Управление продажами в условиях кризисного рынка: основные угрозы и возможности.
- Методика формирования и переформирования команд в организации (объединение персонала для достижения общих целей и решения актуальных задач). Методический тренинг.
- Особая роль управленческой команды в нестабильный период.
- Способы минимизации рисков, связанных с увольнением персонала.
- Сокращение штатов как условие сохранения организации в ситуации экономического спада. Адаптации увольняемых сотрудников (Autplacement). Способы сохранения особо ценных сотрудников.
IV. Блок «Маркетинг как ключевой аспект деятельности организации»
- Место службы маркетинга в организации.
- Модели работы службы маркетинга в зависимости от выбранной корпоративной стратегии.
- Влияние антикризисной стратегии компании на технологии управления службой маркетинга.
- Основные инструменты маркетинга.
- Методы сбора и анализа маркетинговых данных (о рыночной ситуации, сильных и слабых сторонах продукта и компании в целом).
- Направления и методики модернизации существующего продукта в условиях кризиса.
- Принципы поддержания сильного бренда в условиях кризиса.
- Ключевые затруднения в работе службы маркетинга и пути их устранения.
- Взаимодействие службы маркетинга с другими службами компании: варианты и типичные ошибки.