Описание программы
ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Федеральный компонент
Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные осо-бенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транс-крипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, харак-терные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основ-ные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила рече-вого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с исполь-зованием наиболее употребительных и относительно про-стых лексико-грамматических средств в основных комму-никативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, док-лад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профессиональ-ной подготовке студентов. Ее социально-биологические ос-новы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура лично-сти.
Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе фи-зического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка сту-дентов.
Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения наро-дов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные эта-пы становления государственности. Древняя Русь и кочев-ники. Византийско-древнерусские связи. Особенности со-циального строя Древней Руси. Этнокультурные и социаль-но-политические процессы становления русской государст-венности. Принятие христианства. Распространение ислама.
Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Спе-цифика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского аб-солютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структу-ра феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движе-ния России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Рус-ская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустри-альной модернизации России. Российские реформы в кон-тексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, такти-ка.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервен-ция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Об-разование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внеш-няя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явле-ний.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка го-сударственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
Культурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и исто-рия культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культуро-генез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная кар-тина мира, социальные институты культуры, культурная са-моидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Политология
Объект, предмет и метод политической науки. Функции по-литологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Со-циальные функции политики. История политических уче-ний. Российская политическая традиция: истоки, социо-культурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, по-литические партии, электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
Правоведение
Система российского права. Отрасли права. Правонаруше-ние и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе.
Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной вла-сти в Российской Федерации. Понятие гражданского право-отношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответст-венность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супру-гов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.
Трудовое право. Трудовой кодекс РФ. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и админи-стративная ответственность.
Понятие преступления. Уголовная ответственность за со-вершение преступлений.
Коммерческое право. Сделки и контракты, договора купли-продажи, аренды, выполнения работ, оказания услуг. Выбор структуры договорных связей. Прием товаров, работ и ус-луг. Экспертиза качества, претензии, иски. Учредительные документы. Лицензирование различных видов деятельно-сти.
Экологическое право. Особенности правового регулирова-ния будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
Психология и педагогика
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологиче-ского знания и основные направления в психологии. Инди-вид, личность, субъект, индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психи-ки. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познаватель-ные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внима-ние. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психиче-ская регуляция поведения и деятельности.
Общение и речь. Психология личности. Межлично-стные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы пе-дагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педа-гогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы ор-ганизации учебной деятельности. Урок, лекция, семинар-ские, практические и лабораторные занятия, диспут, конфе-ренция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консульта-ция.
Методы, приемы, средства организации и управления педа-гогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами.
Русский язык и культура речи
Стили современного русского литературного языка. Языко-вая норма, ее роль в становлении и функционировании ли-тературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Уст-ная и письменная разновидности литературного языка. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования элементов раз-личных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных доку-ментов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.
Язык и стиль инструктивно-методических документов. Рек-лама в деловой речи. Правила оформления документов. Ре-чевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и от-бор языковых средств в публицистическом стиле. Особен-ности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Ос-новные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и за-вершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидно-стей русского литературного языка. Условия функциониро-вания разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки со-циологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные со-циологические теории. Русская социологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движе-ния.
Социальное неравенство, стратификация и социальная мо-бильность. Понятие социального статуса. Социальное взаи-модействие и социальные отношения. Общественное мне-ние как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социаль-ный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.
Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бы-тия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические законо-мерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Че-ловек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравст-венные ценности. Сознание и познание. Сознание, самосоз-нание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание.
Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов ра-циональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие ци-вилизаций и сценарии будущего.
Особенности развития философской мысли в России. Рели-гиозные ценности и свобода совести. Роль православия в формировании русской философии. Русская философская традиция в разрешении основных вопросов философии (М.В. Ломоносов). Философские течения: западники и сла-вянофилы. «Серебряный век» русской философии (В.С. Со-ловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский). Советский и постсоветский периоды (А.Ф. Лосев, Н.О. Лос-ский).
Экономика
Общая экономическая теория. Экономические агенты (ры-ночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и эконо-мическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодо-полняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реаль-ные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и ре-зультаты: общие, предельные и средние величины; альтер-нативные издержки; экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индиви-да между потреблением и досугом; экономические риски.
Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равно-весие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производи-теля (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравни-тельное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; ин-фляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безраз-личия, эффект дохода и эффект замещения.
Понятие предприятия, классификация внешняя и внутрен-няя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгал-терская и экономическая, чистый денежный поток, приве-денная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эф-фективности; отдача от масштаба производства (снижаю-щаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, стра-хование, экономическая безопасность.
Макроэкономика. Общественное воспроизводство, рези-дентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний про-дукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели по-требления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов.
История экономических учений: особенности экономиче-ских воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному про-центу), систематизация экономических знаний, первые тео-ретические системы (меркантилизм, физиократы, классиче-ская политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое на-правление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономиче-ской мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понима-ние экономических циклов, А.В.Чаянова в изучение кресть-янского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание эконо-мической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
Национально-региональный (вузовский) компонент
Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом
ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Федеральный компонент
Математика
Алгебра и геометрия: алгебраические структуры; векторные пространства; линейные отображения; аналитическая гео-метрия; многомерная геометрия кривых и поверхностей.
Математический анализ: дифференциальное и интегральное исчисления; экстремумы функций; последовательности и ряды; векторный анализ и элементы теории поля; диффе-ренциальные уравнения; численные методы.
Дискретная математика: комбинаторика; логические исчисления; ориентированные и неориентированные графы; разбиения и расстояния на графах; плоские и неплоские графы; раскраска графа; матричное представление графов.
Элементы теории нечетких множеств: нечеткие множества, нечеткая и лингвистическая переменная, нечеткие отноше-ния, нечеткие выводы и алгоритмы, нечеткий регулятор, методы нечеткой логики.
Информатика и программирование
Информатика: технические и программные средства реали-зации информационных процессов; языки программирова-ния высокого уровня; основы защиты информации; средства представления, хранения и обработки текстовой и числовой информации; программные среды; организация и средства человеко-машинного интерфейса; назначение систем искус-ственного интеллекта; понятие об информационных технологиях на сетях; понятие об экономических и правовых аспектах информационных технологий.
Программирование: структура программного обеспечения с точки зрения квалифицированного пользователя; теоретические основы алгоритмизации и программирования; типы данных, операции и выражения; потоки управления в про-граммах; функции и структура программ; указатели и мас-сивы; адресная арифметика; структуры данных; динамическое распределение памяти, работа со списками; ввод, вывод и форматные преобразования данных.
Компьютерный практикум: решение практических задач по программированию; базовые информационные технологии: подготовка, редактирование и оформление документации, графиков, диаграмм и рисунков; обработка числовых данных в электронных таблицах; основы компьютерных коммуникаций.
Концепции современного естествознания
Естественнонаучная и гуманитарная культура, научный метод познания мира. Этапы развития естествознания: под-готовительные периоды, механический этап, период эволю-ционных идей, кризис в естествознании и поиски выхода (религиозно-этические искательства, русский космизм и т.п.), этап развития интегральных концепций современного естествознания.
Основные концепции естествознания: космологические, геологические, физические, химические, биологические, антропологические, социальные. Интегральные концепции современного естествознания: системный и синергетический подходы.
Закономерности строения материи: корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Структурные уровни организации материи. Микро- макро- и мегамиры. Пространство и время, принципы относительности. Прин-ципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие. Принципы суперпозиции, принципы неопределенности, дополнительности. Динамические и статические закономерности в природе. Химические системы.
Порядок и беспорядок в природе, хаос. Принцип возраста-ния энтропии в замкнутых системах. Негэнтропийные тенденции системах с активными элементами. Самоорганизация в живой и неживой природе.
Особенности биологического уровня организации материи. Несводимость закономерностей органической материи высшего порядка к закономерностям низшего порядка, изучаемым атомной физикой. Кризис физикализма. Принцип универсального эволюционизма. Организация и устойчивость биосферы. Биосфера и космические циклы.
Особенности человека и социально-экономических систем. Генетика и эволюция человека. Экология и биоэтика. Ноосфера.
Теория вероятностей и математическая статистика
Теория вероятностей. Правила действия со случайными событиями и вероятностями.
Случайные величины и законы распределения вероятностей.
Основные числовые характеристики случайных величин.
Модели законов распределения вероятностей, наиболее рас-пространенные в практике статистических исследований.
Закон больших чисел и центральная предельная теорема.
Последовательности случайных величин в дискретном вероятностном пространстве, цепи Маркова.
Математическая статистика. Генеральная совокупность, вы-борка и основные способы ее организации. Основные выбо-рочные характеристики и их свойства.
Законы распределения выборочных характеристик в нор-мальной генеральной совокупности.
Вариационный ряд и порядковые статистики.
Статистическое оценивание параметров. Точечные оценки и их свойства. Метод максимального правдоподобия и метод моментов. Понятие об интервальных оценках и доверительных областях. Интервальные оценки математического ожи-дания, дисперсии и вероятности.
Статистическая проверка гипотез. Основные типы гипотез и общая логическая схема статистического критерия. Харак-теристики качества статистического критерия. Критерии со-гласия, однородности и о числовых значениях параметра.
Теория систем и системный анализ
Системы и закономерности их функционирования и разви-тия. Основные понятия, характеризующие строение и функционирование систем: элемент, связь, подсистема, среда, структура, виды и формы представления структур (сетевые, иерархические и древовидные структуры, структуры со «слабыми» связями, страты, эшелоны, смешанные структуры), состояние, поведение, равновесие, управляемость, дос-тижимость. Устойчивость и развитие. Соотношение категорий типа событие, явление, поведение.
Понятие цели: определение цели, закономерности целеобразования, виды и формы представления структур целей. Методики структуризации и анализа целей и функций систем управления.
Классификация систем; её роль в выборе методов модели-рования. Методы и модели теории систем; их классифика-ция. Методы формального представления систем (аналити-ческие, статистические, теоретико-множественные, логиче-ские, лингвистические, графические). Методы, направлен-ные на активизацию интуиции и опыта лиц, принимающих решения (типа «мозговой атаки» или коллективной генерации идей, сценариев, «дерева целей», морфологического подхода и т.п.).
Специальные методы теории систем и системного анализа: информационный подход к анализу систем, структурно-лингвистическое моделирование, ситуационное управление, когнитивный подход, методы организации сложных экспер-тиз и др.
Основы разработки методик системного анализа: принципы системного подхода; этапы формирования, оценки и исследования модели принятия решений. Виды критериев оценки и типы шкал.
Принципы разработки аналитических математических моделей; понятие имитационного моделирования процессов и систем.
Основные принципы управления; роль обратной связи в системах управления; переходные процессы; принятие решений в условиях неопределенности. Элементы теории адаптивных систем. Развитие систем организационного управления социально-экономическими объектами.
Национально-региональный (вузовский) компонент
Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Федеральный компонент
Высокоуровневые методы информатики и программи-рования
Создание программных приложений. Программирование в средах современных информационных систем: создание мо-дульных программ, элементы теории модульного програм-мирования. Управление многооконными диалогами: меню, акселераторы, курсоры и иконки, списки кнопок, переключатели и селекторы, индикаторы. Работа с растровыми изображениями, программирование графики, звуковые и «музыкальные» элементы. Основы визуального программиро-вания. Мультимедиа-приложения. Использование свойств операционной среды: процессы и потоки, элементы парал-лельного программирования (параллельная обработка информации), синхронизация и обработка событий, работа с буферами обмена. Динамические загружаемые библиотеки.
Отладка и тестирование программных комплексов.
Объектно-ориентированные методы программирования. Объектный подход к проектированию и разработке программ: сущность объектно-ориентированного подхода; объектный тип данных; переменные объектного типа; инкапсу-ляция; наследование; полиморфизм; классы и объекты. Конструкторы и деструкторы. Библиотеки «фундаментальных классов». Распространение объектно-ориентированных методов в смежные с программированием области компьютерных наук. Визуальные среды быстрой разработки меж-платформенных объектно-ориентированных приложений.
Перспективные направления в области создания технологий программирования.
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
Физические основы вычислительных процессов. Основы построения и функционирования вычислительных машин: общие принципы построения и архитектуры вычислитель-ных машин, информационно-логические основы вычислительных машин, их функциональная и структурная организация, память, процессоры, каналы и интерфейсы ввода вывода, периферийные устройства, режим работы, программное обеспечение.
Архитектурные особенности и организация функциониро-вания вычислительных машин различных классов: многомашинные и многопроцессорные вычислительные системы, типовые вычислительные структуры и программное обеспечение, режимы работы.
Классификация и архитектура вычислительных сетей, техническое, информационное и программное обеспечение сетей, структура и организация функционирования сетей (глобальных, региональных, локальных).
Структура и характеристики систем телекоммуникаций: коммутация и маршрутизация телекоммуникационных систем, цифровые сети связи, электронная почта.
Эффективность функционирования вычислительных машин, систем и сетей телекоммуникаций; пути ее повышения.
Перспективы развития вычислительных средств. Технические средства человеко-машинного интерфейса.
Операционные системы, среды и оболочки
Назначение и функции операционных систем (ОС); операционные системы универсальные и специального назначения. Основные режимы работы ОС: одно- многопользовательский; одно- и многопрограммный; режим пакетный и разделения времени; ОС реального времени.
Управление процессами и памятью: диспетчеризация и синхронизация процессов; понятия приоритета и очереди процессов; средства обработки сигналов; понятие событийного программирования; средства организации взаимодействия процессов; способы реализации мультипрограммирования; понятие прерывания; многопроцессорный режим работы; управление памятью; совместное использование и защита памяти; механизм реализации виртуальной памяти; механизмы защиты от сбоев и несанкционированного доступа.
Установка и конфигурирование операционной системы.
Сетевые операционные системы. Структура и компоненты сетевой ОС. Организация работы в сети. Средства защиты информации в сети. Установка сетевой операционной сис-темы. Навигаторы глобальной сети. Назначение и основные функции.
Тенденции и перспективы развития распределенных опера-ционных сред. Программные средства человеко-машинного интерфейса: мультимедиа и гипермедиа; аудио и сенсорное сопровождение.
Операционные оболочки. Назначение и основные функции.
Информационные системы
Понятие об информации и информационных ресурсах. Ос-новные процессы преобразования информации. Информа-ционная деятельность как атрибут основной деятельности. Информационный обмен. Система информационного обме-на. Сети информационного обмена. Предметная область информационной системы (ИС).
Определение информационной системы. Задачи и функции ИС. Классификация информационных систем.
Документальные системы: информационно-поисковые (ИПС), информационно-логические (ИЛС), информационно-семантические системы (ИСС). Анализ информационных потребностей и виды информационного обслуживания ин-дексирования. Структура и логико-семантический аппарат ИПС: информационно-поисковый язык, система индексиро-вания, критерии смыслового соответствия. Критерии оценки документальных систем (семантические: релевантность, пертинентность; технические: скорость поиска, сложность, экономичность и т.п.). Технологии поиска.
Фактографические системы: предметная область, концепту-альные средства описания, модель сущность-связь. Модели данных. Представление данных в памяти ЭВМ. Программные средства реализации фактографических ИС. Виды фактографических ИС: системы обработки данных (СОД), банки (хранилища) данных (БД). Информационные системы как основа автоматизированных систем управления (АСУ). Корпоративные информационные системы (КИС) и сети.
Предметно-ориентированные ИС специального назначения: документальные ИПС на базе сети Интернет, экономиче-ские ИС (бухгалтерские, банковские, маркетинго-мониторинговые систем фондового рынка и т.п.). Справоч-ные предметные системы. Интегрированные информацион-ные системы.
Лингвистическое обеспечение информационных систем
Место и назначение лингвистического обеспечения в ин-формационных системах (ИС) в контексте этапов жизненно-го цикла ИС.
Язык как средство представления информации. Модели-рующая функция языка. Понятие. Суждение. Умозаключение. Коммуникативная функция языка. Знаковое представ-ление информации. Семантический и прагматический под-ходы к измерению информации. Соотношение понятий «информация» и «данные». Семиотический треугольник. Понятие и знак. Текст как знак и как сообщение.
Естественно-языковые интерфейсы. Морфологический ана-лиз и синтез форм слов. Синтаксис. Словосочетания. Пред-ложения. Подходы к автоматизации процесса анализа слов и предложений.
Формальные методы описания искусственных языков. Грамматический разбор. Отображение правил регулярной грамматики на состоянии конечного автомата. Выделение лексических единиц языка с использованием конечных ав-томатов.
Представление информации и языки обработки данных в ИС. Системные основания анализа предметных областей, описываемых точными переменными (атрибутивное пред-ставление). Соотношение основных понятий: знак, понятие, сущность, свойство, характеристические признаки, связи. Ролевой и понятийный подходы к выделению отношений.
Теоретико-множественные модели идентификации. Типоло-гия и способы задания признаков. Методы абстрагирования. Теоретико-множественная модель представления объектов. Использование классификаторов, кодификаторов, норма-тивных списков, тезаурусов.
Методы и средства структурирования информационных за-просов. Иерархический классификатор предметной области. Конструкторы запросов. Поиск по ссылкам (гипертекст).
Моделирование лингвистического обеспечения ИС. Теоретико-множественное и линейные представления сообщений, запросов, массивов документов, тезауруса. Матрицы ассоциации документов, терминов и их свойства. Модели и ме-ры оценки силы парадигматических и синтагматических от-ношений. Меры, основанные на структурно частотных ха-рактеристиках терминов.
Базы данных
Базы данных (БД), банки данных (системы баз данных), системы управления базами данных (СУБД). Назначение и принципы построения. Эволюция и характеристика концеп-ций обработки данных. Жизненный цикл БД. Основные классы задач, решаемых с использованием баз данных: об-работка данных, управление деятельностью (процессами), поиск информации.
Типология БД: фактографические, документальные, мультимедийные; БД оперативной и ретроспективной информа-ции. Соотношение основных требований и свойств СУБД: система компромиссов.
Основы обработки данных. Понятие физической и логиче-ской записи. Схемы размещения записей (последовательная, страничная, с учетом частоты использования и т.д.) и дос-тупа (последовательное сканирование, двоичный поиск, ин-дексный поиск, поиск по ключу). Модели данных: иерархи-ческие, сетевые, реляционные, объектные.
Методологические основы БД: модель предметной области, модель организации данных, модель управления доступом. Соотношение понятий «данные», «информация», «метаин-формация». Хорошо и слабоструктурированная информа-ция. Декларативный и процедурный способ отображения объектов и отношений. Внутренняя и внешняя схема. Реля-ционная алгебра и реляционное исчисление. Основные опе-рации реляционной алгебры и реляционного исчисления при обработке данных. Аномалии. Нормализация отноше-ний.
Физическая организация