Описание программы
Структура и содержание программы
Часть 1.
Поиск бизнес-архитектуры (В первой части вводится понятие структуры окружения компании, предлагаются простые методы ее анализа. Описываются и критикуются стратегии, закономерные для компаний на разных этапах развития их окружения. Предлагается способ прогнозирования будущей «миграции прибыли» в окружении компании и, как следствие, идеальная форма бизнеса, позволяющая следовать за этой миграцией денег. Таким образом, проводится мысль, что стратегия бизнеса - это приобретение бизнес-архитектуры, собирающей максимальную прибыль во внешней среде).
1.1. Структура бизнес-окружения компании: макросреда и отрасль. Определение границ отрасли. Модель развития отрасли. Процесс консолидации, особенности этапов. Возникновение и распад стратегических групп в отрасли. Измеряемые параметры, метод определения текущего этапа и скорости консолидации.
1.2. Отраслевое окружение: конгломерат взаимосвязанных отраслей. Метод построения карты отраслевого окружения компании. Экономическая прибыль как стратегическая характеристика ценности отрасли для акционеров компании. Определение отраслевой экономической прибыли. «Разброс» значений отраслевой прибыли по стратегическим группам отрасли - закономерности.
1.3. Стратегическая экспансия компании в отраслевом окружении: диверсификация. Виды диверсификации, сравнение в терминах рисков. Отраслевая структура компании как главный элемент бизнес-архитектуры. Детализация отраслевой структуры компании.
1.4. Миграция экономической прибыли (ценности) по карте отраслевого окружения: метод построения наглядной модели. Причины миграции: факторы микро- и макроуровня. Методы учета факторов. Управление неопределенностью: метод сценарного планирования.
1.5. Построение идеальной бизнес-архитектуры на карте отраслевого окружения компании. Компромиссные архитектуры, нишевые структуры.
Часть 2.
Воплощение бизнес-архитектуры (Во второй части разговор переносится с внешней среды на компанию. Поняв внешний мир, компания должна принять важнейшее для своего будущего решение - расти или не расти, и если расти, то каким образом. После этого подробно рассматриваются т.н. экстенсивные и интенсивные стратегии роста в привязке к стадии развития отрасли. Метод, предлагаемый автором, заключается в установлении отсчета времени на «отраслевых часах» и, исходя из самоидентификации компании, совершения определенных шагов в нужные моменты времени. При этом обсуждаются способы противодействия малых игроков крупным «агрессорам». В завершении второй части разговор идет об управлении избранной стратегией: как должна меняться структура малой компании по мере ее роста, как поэтапно должны вводиться элементы корпоративного управления).
2.1. Самоидентификация компании: текущая позиция в отрасли, методы оценки стратегических ресурсов, требуемых для построения идеальной бизнес-архитектуры. Принятие решения о росте (экстенсивном развитии) или нишевой стратегии (интенсивное развитие).
2.2. Стратегии роста (экстенсивное развитие). Комплексная модель портфельной стратегии: методы экспансии в приоритетной отрасли с интеграцией в связанные (поддерживающие) отрасли. Методы входа в отрасль и экспансии в ней.
2.3. Нишевые стратегии (интенсивное развитие). Выбор стратегической позиции и специализация. Методы противодействия экспансии крупных отраслевых игроков: защита ниши через долгосрочное конкурентное преимущество, кооперация с нишевыми конкурентами. Трансформация ниши в плацдарм для экспансии.
2.4. Организация бизнеса для осуществления стратегии: специализированные и диверсифицированные структуры компаний. Централизация управления при экстенсивном развитии: стратегическое значение и функции корпоративного центра. Модели разделения и прав и ответственности между корпоративным центром и бизнес-единицами. Возникновение дополнительных уровней в диверсифицированных структурах. Эволюции структуры бизнеса при осуществлении портфельной стратегии (для комплексной модели п. 2.2).
Часть 3.
Индивидуальное консультирование (Заключительная часть программы посвящена индивидуальному консультированию автором участников программы по вопросам, связанным с применением изложенных в программе подходов и методов в конкретных случаях их компаний).
Каждый из участников программы в течение 2 академических часов обсуждает с автором программы вопросы применения изученных подходов и методов в его компании.