1. Как выглядит современная работающая система управленческой информации.
2. Бухгалтерский, налоговый и управленческий учет: сходство и различия. Как пользоваться сходством и минимизировать проблемы от различий.
3. Предмет управленческого учета [1]. Процесс учета. Путь данных. Учетная политика, план счетов. Первичные формы на бумаге и в компьютере: что туда входит, как и кто их разрабатывает и заполняет, какие они бывают. Поля формы, шапки и таблиц: взаимосвязь с проводками.
4. В чем учитываем. Натуральные измерения и денежные оценки. Мультивалютный учет.
5. Учет и бюджет. Соотношение между управленческим учетом и бюджетом. Цели бюджетирования, определение бюджетирования. Бюджетирование как инструмент учета и контроля финансовых и иных потоков внутри организации. Расширенное понятие Бюджетирования. Бюджетирование как план: "учет будущего".
6. Бюджетирование: к чему стремиться. Образец работающей системы бюджетирования.
7. Методики управленческого учета и бюджетирования. Какие события и как учитываются. Учет и бюджетирование:
a. Основных средств и амортизации;
b. Склада и транспортно-заготовительных расходов;
c. Валютных активов и пассивов;
d. Производственных расходов;
e. Договоров;
f. Дебиторской и кредиторской задолженности;
g. Внутренних взаиморасчетов;
h. Использование транзитных счетов;
i. Использование счетов отклонений;
j. Взаиморасчеты в холдинге.
8. Терминология управленческого учета и экономический смысл этих понятий:
a. ЦФО, ЦФУ, ЭФС, бизнесы и взаимоотношения между ними. Центры прибыли;
b. Внутренние продукты, трансфертные цены и инфраструктурная прибыль, финансовая структура компании;
c. Затраты, издержки и расходы;
d. Активы, пассивы, прибыли и убытки;
e. Носители затрат;
f. Сделка;
9. Бюджетирование как метод управления компанией с помощью построения системы бизнесов и ЦФО;
10. Технологии управленческого учета и бюджетирования. Последовательность прохождения данных по цепочке от фиксации события до получения отчета.
11. Распределение и начисление затрат. Как «спрямить» косвенные затраты.
12. Управленческая отчетность и бюджеты верхних уровней.
13. Общие принципы построения отчетов и бюджетных форм = отчетности:
a. Порядок создания отчета;
b. Универсальная форма отчета;
c. Эволюция универсальной формы отчета;
d. Данные для отчетности – структура и процесс получения отчетов.
14. Теория и практика решений, принимаемых на основе информации управленческого учета [2][3].
15. Использования данных управленческого учета для принятия управленческих решений.
16. Виды управленческой отчетности.
17. Процесс постановки учета: от простого к сложному.
18. Взаимодействие с Генеральным Директором, старшими менеджерами компании, автоматизаторами:
a. Как научить Генерального учету;
b. Создание условий, мотивирующих сотрудников к внедрению и использованию управленческого учета;
c. Системы KPI и BSC. Выбор показателей оценки
19. Как правильно давать задания автоматизаторам.
20. Какую программу выбрать и как работать с выбранной программой.
21. Проведение проекта «Постановка управленческого учета и бюджетирования».
22. Основные заказчики управленческого учета.
23. Соотношение между управленческим учетом и бюджетом.
24. МСФО, ГААП и управленческий учет.
25. Нормирование.
26. Организация процесса: что должна делать бухгалтерия, а что – остальные службы.
27. Роль Главного Бухгалтера.
28. Как получить достоверные данные от линейных подразделений с минимальными издержками и вовремя Учет и отчетность: основные понятия. Связь учета и отчетности. Различия: слишком важны, чтобы не замечать[4].
29. Практикумы:
a. По описанию учетных событий;
b. По построению отчетов из БД с помощью сводных таблиц;
c. По разработке методик учета (учетная политика 3 уровня) и ПФ;
d. По разработке алгоритмов отчетности;
e. По разработке ФС компании.
[1] Что мы учитываем? Активы и пассивы. А отталкиваемся – от события.
[2] Как происходит в реальности принятие управленческих решений и где здесь место учета, отчетности и бюджета.
[3] Если вы не понимаете, как работает ГД, то вы не сможете обеспечить его и менеджеров нужной информацией :(
[4] Если я запрашиваю учетные данные – я их получаю в срок и качественно. Если запрашиваю отчетные данные – сроки постоянно нарушаются, а данные становятся недостоверными из-за приписок и ошибок. Маленькая путаница – и такие проблемы! В чем корень проблем и где выход?!